Сначала немного теории.
JPEG — один из популярных графических форматов, применяемый для хранения фотоизображений и подобных им изображений. Это стандартный формат, в котором умеют сохранять все цифровые фотоаппараты. Их без проблем открыть на любом компьютере. Плюсы этого формата: маленький размер и поддержками почти любыми устройствами. Минусы: изображение формируется по настройкам фотоаппарата в момент съемки навсегда. Подправить не получится. Но в динамичной съемке, спешке, суете, из-за невнимательности или из-за банального непрофессионализма фотограф не всегда успевает отслеживать все параметры. Поэтому, производители профессиональной фотоаппаратуры предложили фотографам специальный формат.
RAW – (англ. raw — cырой) формат, который содержит изображение, полученное матрицей фотоаппарата без обработки процессором. Фотограф получает в руки сырой слепок, лепить из которого будет не процессор фотоаппарата, а сам фотограф, применяя свои знания, руки и голову. При этом – у всех производителей свой формат RAW, так как формат не имеет чёткой спецификации! Размер RAW файлов до 10 раз больше JPG, а открыть и обрабатывать на компьютере можно только в специальных программах, и в печать его не принимают. Если открыть RAW файл – картинка будет изначально хуже, чем этот же снимок снятый в JPG!!!
Так как снимок «сырой» и не обработанный – обрабатывать его вместо процессора камеры должен человек! Понятно, что это гораздо сложнее и трудозатратней чем JPG, с которым не надо так заморачиваться. Зачем же фотографу нужны эти трудности? Так как условия съёмки бывают очень динамичные на снимках могут появится к примеру не те цвета, пересвет или недосвет. Используя RAW формат, этот сырой слепок с матрицы, фотограф может попытаться в узких ограниченных техникой пределах, исправить подобные недочеты. Не факт, что исправить получится всё, но в RAW хотя бы можно попытаться это сделать. Вся эта ручная работа занимает значительное время, так как условия съёмки кадров разные, и исправлять многие кадры нужно индивидуально. Профессиональные фотографы снимают в RAW – что бы получить максимум из сырого слепка с матрицы, чтобы заказчики получили на руки красивые и качественные файлы в JPG. Если фотограф снимает в формате RAW и работает над каждым кадром, значит ему не всё равно, какие фотографии вы получите!
Почему я и многие фотографы не отдают сырой материал
- Большинству людей они просто не нужны. Их бессмысленно смотреть или показывать, так как они хуже необработанных JPG даже с мыльниц, их нельзя распечатать, так как не принимают в фотосалоне. Они занимают огромный объём на носителях, а попытка обработать у другого фотографа будет стоить достаточно дорого. Обрабатывать самим сложно и долго – этим занимаются единицы
- RAW это расходный материал. Это только один из многих промежуточных инструментов, для получения конечных фотографий в формате JPG. Некоторые услышав, что RAW это “круто”, требуют передачи им RAW, не понимая, о чём собственно речь! Фотографии в формате RAW еще нужно обрабатывать в конвертере! Задумайтесь: объективы, с помощью которых вас снимали не отдаются, использованные батарейки тоже, как и 20 см материи оставшейся после пошива платья. Я не видел, что бы художник отдавал заказчику все эскизы, наброски, испорченные холсты и сломанные карандаши… RAW-файлы – это такие же черновики, а зачастую и просто “отходы производства”
- Фотограф заботится о своём имидже. Были случаи, когда фотографы отдавали RAW, и эти необработанные сырые слепки с матрицы выкладывали в Internet с подписями «Посмотрите, какие ужасные фотографии делает этот фотограф» Естественно, никто не хочет наступать на такие грабли вновь. Отсюда и не желание, чтобы RAW обрабатывал кто-то посторонний и порочил фотографа, называя его автором этого творчества
- Авторское право. Есть такое понятие как “авторское право”, которое пожизненно остается за фотографом. Забирая RAW, клиент претендует на исключительные права или на их правопреемственность, а это априори не может быть бесплатным ни в одной стране мира. Многие фотографы рискуют отдать RAW только за денежную компенсацию. Поэтому, вопрос о “сырых” файлах обсуждается с каждым фотографом индивидуально.
Лучше немного подождать чтобы фотограф не спеша сделал обработку и отдал уже обработанный JPG или Tiff , Если вы будете не довольны моими виденьем, я иду на уступки и мы вместе попытаемся разобрать что не понравилось, что где подкорректировать, в пределах разумного – все решаемо!!!